пятница, 19 октября 2018 г.

Солдатский бог

– Что есть знамя? — сто лет назад спросил на смотру у рядового некий генерал.
– Солдатский бог, ваше превосходительство! — не задумываясь, ответил рядовой…

В этом ответе было чётко выражено отношение к воинскому знамени в России — оно всегда было святыней, сочетавшей в себе и знакомые с детства символы веры, и атрибутику родной страны, и славную историю родного полка. Именно потому во все времена особо почитаемым и героическим воинским деянием считалось спасение знамени. Таким деянием обессмертил своё имя простой мещанин города Калуги Семён Артамонович (Артемьевич) Старичков.

Старичков Семён Артамонович (1775–1805) — унтер-офицер Азовского мушкетёрского полка. Родился в 1775 году в Калуге в семье мещанина Артамона (Артемия) Меркуловича Старичкова и его супруги Марфы Васильевны, 29 ноября 1796 года в возрасте 21 года "был отдан обществом в рекруты за некоторые пороки" и определён на службу в Азовский мушкетёрский полк, с которым прошёл тяжёлую, но почётную школу поздних суворовских походов — итальянского и швейцарского.

В ходе тяжелейшего Аустерлицкого сражения Азовский мушкетёрский полк сражался в составе 3-й колонны, которая была отрезана французами от главных сил русских войск и полностью уничтожена. Знаменосец Старичков, видя, что неприятель вот-вот захватит ротное знамя, сорвал его с древка и намотал на тело, скрыв под мундиром. Израненного Старичкова взяли в плен и доставили в город Брюнн (ныне Брно в Чехии).

Раны унтер-офицера оказались смертельными и, предчувствуя приближающуюся гибель, Старичков передал полотнище знамени рядовому по фамилии Чуйка, который дал Старичкову клятву доставить знамя на родину. И клятву свою сдержал — через две недели Чуйка был обменян на французского военнопленного и передал знамя Азовского полка своим.

Солдатский бог
Художник: Полидор Иванович Бабаев (1813–1870)
"Умирающий солдат, передающий сохранённое им знамя своему товарищу" — 1846 год

15 января 1806 года М. И. Кутузов писал Александру I: "Сей героический подвиг Старичкова, который при самой кончине жизни своей помышлял только о том, чтобы сохранить и доставить к начальству вверенное ему знамя, понуждает меня донесть о том Вашему Императорскому Величеству". Император повелел рядового Чуйку произвести в унтер-офицеры, а семейство Старичкова осыпать милостями.

Аналогичный старичковскому подвиг в день Аустерлица совершил ещё один азовский мушкетёр — унтер-офицер Замарин. Во время боя он получил две тяжёлые раны — в левую ногу картечью и в левый бок штыком. Уже ночью Замарин заметил рядом с собой ротное знамя с раздробленным древком и тотчас спрятал полотнище за подкладку рукава мундира. Наутро раненого подобрали местные жители. В плену Замарин находился в Брюнне, потом три месяца лежал в госпитале в Дижоне, откуда был отправлен в город Люневиль для… определения на французскую службу (в наполеоновской армии профессионалов любой национальности ценили высоко). Узнав об этом, Замарин бежал и смог добраться до Вены, где собрал отряд из таких же, как он, тридцати бывших русских пленных. С этим отрядом он и вернулся в Россию в ноябре 1806 года.

Сведения об этом герое сохранились скудные, неизвестно даже его имя. Замарин происходил из дворцовых крестьян, родился в 1762 году, на военную службу поступил в двадцатилетнем возрасте. Унтер-офицером был с 1794 года, участвовал "в походах и сражениях". Раны, полученные Замариным под Аустерлицем, оказались настолько серьёзными, что продолжать службу Замарин не смог и 20 декабря 1808 года был уволен от службы подпоручиком с правом ношения мундира и пенсией.

И тем не менее самую широкую известность в России приобрёл подвиг Семёна Старичкова. 25 февраля 1906 года С. А. Старичков был навечно внесён в списки 45-го пехотного Азовского полка, став, таким образом, седьмым по счёту солдатом русской армии, удостоенным такой посмертной чести. А ещё через столетие, 28 июня 2006 года, Старичкову было посмертно присвоено звание почётного гражданина Калуги.

По книге: "100 великих подвигов России" В. В. Бондаренко

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Смайлики тут