Ещё одно имя известное 100 лет назад всей России и почти забытое сегодня, героиня Первой мировой Римма Иванова, сестра милосердия и единственная женщина, награждённая орденом святого Георгия 4‑й степени. Она погибла, будучи 21‑летней девушкой.
Дочь ставропольского чиновника выбрала стезю народной учительницы, но занималась этим всего год. С началом войны Римма окончила курсы сестёр милосердия, работала в ставропольском госпитале, а в январе 1915 года добровольно направилась на фронт в полк, где уже служил врачом её брат. Первую георгиевскую медаль получила за мужество при спасении раненых на поле боя — она делала перевязки под пулемётным огнём.
9 сентября 1915 года у деревни Мокрая Дуброва (ныне Пинский район Брестской области Республики Беларусь) во время боя Римма Иванова под огнём оказывала помощь раненым.
Сильный артобстрел немцев добавлял работы — раненые поступали один за другим. Сестра, невзирая на уговоры полкового врача, офицеров и солдат, продолжала выполнять свой долг на передовой линии. Враг напирал и почти вплотную подошёл к русским окопам. Силы роты были на исходе. Оба офицера были убиты. Отдельные солдаты, не выдержав натиска неприятеля, поддались панике.
Тогда Римма выскочила из окопа и с криком "Братцы, за мной!" бросилась вперёд. За отважной сестрой милосердия ринулись все, кто ещё был способен держать оружие в руках. Отбросив противника, русские солдаты ворвались во вражеские окопы. Но радость успешной контратаки была омрачена — немецкая пуля тяжело ранила находившуюся в первых цепях Римму.
Скончалась героиня славной смертью храбрых на передовой линии 105‑го полка, оплакиваемая солдатами и офицерами. Свидетели говорят, что умиравшая Римма успела прошептать: "Господи, спаси Россию…"
Узнав о подвиге сестры милосердия, Николай II в виде исключения посмертно наградил её офицерским орденом Святого Георгия 4‑й степени. На похороны героини собрались представители власти и сотни простых жителей Ставрополя, в прощальном слове протоиерей Симеон Никольский назвал Римму "Ставропольской девой", проведя параллель с Жанной д'Арк. Гроб в землю опускали под звуки оружейного салюта.
Однако вскоре в германских газетах был опубликован "решительный протест" председателя кайзеровского Красного Креста генерала Пфюля. Ссылаясь на Конвенцию о нейтралитете медицинского персонала, он решительно заявлял, что "сёстрам милосердия не подобает на поле боя совершать подвиги".
Эту нелепую ноту даже рассматривали в штаб‑квартире Международного комитета Красного Креста в Женеве.
А в России по заказу военного ведомства был снят фильм "Героический подвиг сестры милосердия Риммы Михайловны Ивановой". Фильм получился карикатурным: сестра милосердия на экране, размахивая саблей, семенила по полю в туфлях на высоком каблуке и при этом пыталась не растрепать причёску.
Офицеры полка, в котором служила Римма, посмотрев фильм, пообещали "отловить режиссёра и заставить его съесть плёнку". В столицу посыпались письма и телеграммы протеста возмущённых фронтовиков. В итоге по просьбе сослуживцев и родителей Риммы Ивановой фильм был снят с проката по всей территории России.
Сегодня именем Риммы Ивановой названа одна из улиц Ставрополя.
![]() |
| Римма Иванова |
Сама же Римма в последнем письме к родным оставила такой завет: "Мои хорошие, не беспокойтесь, ради бога. Если любите меня, то старайтесь делать так, как мне лучше… Вот это и будет тогда истинная любовь ко мне. Жизнь вообще коротка, и надо прожить её как можно полнее и лучше. Помоги, Господи! Молитесь за Россию и человечество".
По материалам: "Журнал Фома"

Комментариев нет:
Отправить комментарий
Смайлики тут