суббота, 2 февраля 2019 г.

К чехам

Тютчев Фёдор Иванович

Гус1 на костре

Костёр сооружён, и роковое
Готово вспыхнуть пламя. Всё молчит.
Лишь слышен лёгкий треск — и в нижнем слое
Костра огонь предательски сквозит.

Дым побежал — народ столпился гуще,
Вот все они — весь этот тёмный мир:
Тут и гнетомый люд — и люд гнетущий,
Ложь и насилье — рыцарство и клир.

Тут вероломный кесарь2 — и князей
Имперских и духовных сонм верховный,
И сам он, римский иерарх, в своей
Непогрешимости греховной3.

Тут и она — та старица простая4,
Не позабытая с тех пор,
Что принесла, крестясь и воздыхая,
Вязанку дров, как лепту, на костёр.

И на костре, как жертва пред закланьем,
Вам праведник великий предстоит,
Уже обвеян огненным сияньем,
Он молится — и голос не дрожит.

Народа чешского святой учитель,
Бестрепетный свидетель о Христе
И римской лжи суровый обличитель,
В своей высокой простоте

Не изменив ни Богу, ни народу,
Боролся он — и был необорим —
За правду Божью, за её свободу,
За всё, за всё, что бредом назвал Рим.

Он духом в небе — братскою ж любовью
Ещё он здесь, ещё в среде своих,
И светел он, что собственною кровью
Христову кровь он отстоял для них.

О чешский край — о род единокровный!
Не отвергай наследья своего —
О, доверши же подвиг свой духовный
И братского единства торжество!

И цепь порвав с юродствующим Римом,
Гнетущую тебя уж так давно,
На Гусовом костре неугасимом
Расплавь её последнее звено.

1870 год

Гус на костре
Памятник Яну Гусу в Праге

1 Ян Гус (1369–1415) — национальный герой Чехии, священник, проповедник, с 1409 года ректор Пражского университета (Карлов университет в Праге). На своих проповедях открыто критиковал церковь и духовенство, политику феодалов, несмотря на это, считал себя верным служителем Бога, действующим во благо церкви. Впоследствии был обвинён в ереси и приговорён к смертной казни, после чего сожжён на костре инквизиции вместе со своими трудами.
2 Вероломный кесарь — германский император Сигизмунд I Люксембург (1368–1437), при вызове Гуса на Констанцский собор дал ему охранную грамоту, но после под давлением Собора признал её недействительной, как выданную еретику.
3 И сам он, римский иерарх, в своей
3 Непогрешимости греховной — имеется в виду догмат католической церкви о непогрешимости папской власти в вопросах веры и нравственности.
4 Старица простая — по легенде, одна бедная старушка, принёсшая вязанку хвороста и из благочестивых побуждений подложившая её под ноги Гуса, который, увидя её усердие, воскликнул: "O sancta simplicitas!" (О, святая простота! — лат.).
"Старица простая" в данном стихотворении сравнивается Тютчевым с евангельской бедной вдовой, положившей в сокровищницу храма всё, что у неё было — две лепты (самая мелкая монета), после чего Христос сказал, что она положила больше всех.

Чехам от московских славян

На ваши, братья, празднества5,
Навстречу вашим ликованьям,
Навстречу вам идёт Москва
С благоговейным упованьем.

В среду восторженных тревог,
В разгар великого волненья,
Приносит вам она залог,
Залог любви и единенья.

Примите же из рук ея
То, что и вашим прежде было,
Что старочешская семья
Такой ценой себе купила,

Такою страшною ценой,
Что память эта и поныне —
И вашей лучшею святыней,
И вашей жизненной струёй.

Примите Чашу! Всем звездой
В ночи судеб она светила
И вашу немощь возносила
Над человеческой средой.

О, вспомните, каким она
Была вам знаменьем любимым,
И что в костре неугасимом
Она для вас обретена.

И этой-то великой мзды,
Отцов великих достоянья,
За все их тяжкие труды,
За все их жертвы и страданья,

Себя лишать даёте вы
Иноплеменной дерзкой ложью,
Даёте ей срамить, увы,
И честь отцов, и правду Божью.

И долго ль, долго ль этот плен,
Из всех тягчайший, плен духовный,
Ещё сносить ты осуждён,
О чешский люд единокровный?

Нет, нет, недаром благодать
На вас призвали предки ваши,
И будет вам дано понять,
Что нет спасенья вам без Чаши.

Она лишь разрешит вконец
Загадку вашего народа:
В ней и духовная свобода,
И единения венец.

Придите ж к дивной Чаше сей,
Добытой лучшей вашей кровью,
Придите, приступите к ней
С надеждой, верой и любовью.

1869 год

Чехам от московских славян
Художник: Вацлав Брожик (1851–1901)
"Ян Гус на Констанцском соборе" — 1883 год

5 Празднества — стихотворение написано по поводу 500-летнего юбилея со дня рождения Яна Гуса. Московский Славянский Комитет отправил в Прагу символический подарок в виде золотой чаши, сделанной по образцу чаш, употребляемых в православных церквях. Одна из партий гуситов в Чехии так и называлась — чашники.

К Ганке6

Вековать ли нам в разлуке?
Не пора ль очнуться нам?
И простерть друг другу руки —
К нашим кровным и друзьям?..

Веки мы слепцами были —
И, как жалкие слепцы,
Мы блуждали, мы бродили,
Разбрелись во все концы…

А случалось ли порою
Нам столкнуться как-нибудь,
Кровь не раз лилась рекою,
Меч терзал родную грудь…

И вражды безумной семя
Плод сторичный принесло:
Не одно погибло племя
Иль в чужбину отошло…

Иноверец, иноземец
Нас раздвинул, разломил —
Тех обезъязычил немец,
Этих — турок осрамил…

Вот, среди сей ночи тёмной,
Здесь, на пражских высотах,
Доблий7 муж рукою скромной
Засветил маяк впотьмах —

О, какими вдруг лучами
Озарились все края!..
Обличилась перед нами
Вся Славянская Земля!..

Горы, степи и поморья
День чудесный облистал, —
От Невы до Черногорья,
От Карпатов за Урал…

Рассветает над Варшавой,
Киев очи отворил,
И с Москвой Золотоглавой
Вышеград заговорил…

И наречий братских звуки
Вновь понятны стали нам…
Наяву увидят внуки,
То, что снилося отцам…

1841 год

Так взывал я, так гласил я.
Тридцать лет с тех пор ушло —
Всё упорнее усилья,
Всё назойливее зло.

Ты, стоящий днесь пред Богом,
Правды муж, святая тень,
Будь вся жизнь твоя залогом,
Что придёт желанный день.

За твоё же постоянство
В нескончаемой борьбе
Первый праздник Всеславянства
Приношеньем будь тебе.

1867 год

К Ганке
Художник: Антонин Махек (1775–1844)
"Портрет Вацлава Ганки" — 1821 год

6 Вацлав Ганка (1791–1861) — чешский поэт, филолог-славист, профессор Карлова университета в Праге, большой поклонник славянской старины.
7 Доблий — доблестный, мужественный, добродетельный.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Смайлики тут